суббота, 14 декабря 2013 г.

"У-син" древне-китайская система китайская философия пяти первоэлементов

                              "У-син"
            древне-китайская система

        
                    китайская философия пяти первоэлементов
Философы и врачи древности пытались объяснить основы жизни общества, отношения в нем людей, а также различные болезни с точки зрения первоэлементов, или стихий, которые представляют собой материальную основу, источник всех явлений в мире и во Вселенной. В Древнем Китае было сформулировано одно из основных понятий Восточной философии - концепция У-син.
У-син (Пять элементов; пять стихий; пять действий; пять столбцов; кит. трад. 五行, упр. 五行, пиньинь wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.
Эта система включает в себя пять классов первоэлементов (Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля), которые характеризуют состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Последовательность стихий определена в каноне «Шу цзин», главе «Хун фань».
Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний: Изначальный хаос (хунь дунь), Беспредельное (у цзи), Великий предел (тай цзи); Инь-Ян.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление.
Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.
Каждой из пяти стихий в китайской нумерологии соответствует конкретное числовое значение. Впервые космогонический порядок пяти стихий был перечислен в главе «Хун фань» трактата «Шу цзин» в следующей последовательности:
「一、五行:一曰水,二曰火,三曰木,四曰金,五曰土。水曰潤下,火曰炎上,木曰曲直,金曰從革,土爰稼穡。潤下作鹹,炎上作苦,曲直作酸,從革作辛,稼穡作甘。」
Первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл и пятое – земля. Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; природа огня – гореть и подниматься вверх; природа дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; природа металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.


Природа

Пять первоэлементов
Пять видов вкусаПять цветовПять измеренийПять энергийПять сторон света

Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Кислый
Горький
Сладкий
Острый
Соленый
Зеленый
Красный
Желтый
Белый
Черный
Рождение
Развитие
Зрелость
Увядание
Смерть
Ветер
Жар
Влажность
Сухость
Холод
Восток
Юг
Середина
Запад
Север
То, что мокрое и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое.


Комментариев нет:

Отправить комментарий